Назад к новостям

Информационная война против России

Информационная война не является чем-то новым для человечества. Наоборот: если пушки изредка всё же затихали, то словесные баталии между государствами не прекращались никогда. Ещё античные авторы в подробностях рассказывают об изощрённых агитационных кампаниях, при помощи которых политики древности пытались ослабить своих противников и деморализовать их.

Фемистокл, например, во время войны с персами приказывал вырезать на камнях призывы к ионянам переходить на сторону афинян — или хотя бы не сражаться с ними слишком усердно. Во время Великой Отечественной войны такого рода призывы уже не вырезались на камнях, а печатались на листовках и разбрасывались над вражескими позициями с самолётов.

Ведётся информационная война и сегодня. Современная Россия — занимающая одну восьмую суши земного шара и обладающая второй по силе армией в мире — впутана в целый ряд информационных конфликтов с самыми разными странами. Главными противниками являются так называемые «страны Запада», из которых следует особо выделить США и Великобританию. Помимо собственных СМИ и прочих специальных организаций, в своей информационной борьбе с Россией эти страны в последние десятилетия активно используют как спонсируемые ими силы внутри России (несистемную оппозицию, русофобские СМИ), так и антироссийски настроенные элиты и СМИ некоторых соседних с Россией стран (Польши, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Грузии).

Задачи информационной войны

Выгоды от внедрения в сознание русского народа прозападных русофобских идей вполне осязаемы и ощутимы. Как мы могли наблюдать в девяностые годы, Запад сумел извлечь из информационной войны против России и СССР следующую выгоду:

  • Уничтожение главного политического конкурента;
  • Согласие по всем внешнеполитическим вопросам;
  • Вход на огромный, беззащитный постсоветский рынок;
  • Устранение торгового конкурента на многих рынках планеты;
  • Поток умных и образованных мигрантов;
  • Одностороннее разоружение России;
  • Бесплатный доступ к природным ресурсам республик бСССР;
  • Выплата финансовой дани.

Что особенно важно, все эти важные политические и экономические цели были достигнуты путём вливания в антироссийскую агитацию относительно небольших денег и сил. В то время как на информационную войну против России расходуются ежегодно всего лишь сотни миллионов долларов, в девяностые годы прибыль от ограбления лежащей в нокдауне России измерялась сотнями миллиардов. Масштабный кризис, который по расчётам аналитиков должен был накрыть Соединённые Штаты в начале девяностых годов, благодаря разграблению СССР был отсрочен на 10 лет.

Сейчас однако политическая ситуация сильно отличается от ситуации восьмидесятых годов. Соединённые Штаты испытывают огромные финансовые трудности, и эти трудности уже не могут быть решены даже превращением России в колонию Вашингтона: в том числе и по той причине, что экономика Китая выросла за последние 25 лет многократно и превзошла уже по размерам экономику США.

Поэтому задача подчинить Россию уже не ставится: ставится задача использовать Россию в качестве молотка для удара по Китаю. Ядерная война между Россией и Китаем решает главные геополитические проблемы американцев: они устраняют основного своего экономического и основного своего политического конкурентов, а также поджигают планету. Это даёт им возможность остаться единственным островком стабильности в мире и сохранить своё лидерство даже после неизбежного финансового кризиса.

Второй важнейшей задачей Вашингтона является торпедирование сотрудничества между Россией и Евросоюзом. Обрубание связей Евросоюза с Россией даст Штатам возможность принудить Евросоюз к подписанию договора TTIP и полностью ограбить его через этот договор. Высасывание ресурсов Евросоюза при удачных раскладах может дать экономике США ещё несколько лет жизни.

Эту задачу Вашингтон озвучивает открыто. Джордж Фридман, основатель и директор знаменитой разведывательно-аналитической компании STRATFOR, заявил в марте 2015 года, что Главной целью США всегда было не допустить союза России и Германии

Главные направления антироссийской пропаганды

Западная пропаганда — как пропаганда Вашингтона, так и пропаганда других враждебных России государств — традиционно концентрирует свои усилия на нескольких фронтах.

  • Разжигание розни: в первую очередь межнациональной и межрелигиозной; разжигание ненависти к евреям, к выходцам с Кавказа и республик Средней Азии, к православным, к мусульманам, к иудеям и так далее.
  • Организация и поддержка сепаратистских настроений. Упор тут делается на Кавказ и Татарстан, однако последние годы активизировалась работа американцев в Сибири и на Дальнем Востоке.
  • Разжигание ненависти к представителям власти: в первую очередь к полиции и к чиновникам.
  • Точечная травля президента России и главных его сподвижников.
  • Продвижение проектов «Такая-то страна не Россия». Самый известный проект — «Украина не Россия», однако аналогичные проекты поддерживаются Вашингтоном в некоторых республиках бСССР.
  • Реклама направленной на дезинтеграцию России идеи «Хватит кормить таких-то»: «Хватит кормить Кавказ», «Хватит кормить хохлов», «Хватит кормить Москву»
  • Пропаганда разного рода чернухи: в первую очередь экономической, социальной. На базе чернухи продвигается идея «мы движемся к пропасти, надо срочно свергать власть».
  • Продвижение русофобских идей, согласно которым русские — ущербный народ, который не имеет права ни на патриотизм, ни на собственное государство.
  • Реклама достижений Запада: как реальных, так и вымышленных, направленная в том числе на пропаганду эмиграции из России на Запад.
  • Прямая пропаганда идей «майдана» — свержения власти под предлогом борьбы с «коррупцией» и «тиранией».
  • Создание в странах Запада образа агрессивной и вероломной России, с которой нельзя иметь никаких дел.
  • Создание в республиках бСССР образа нищей и отсталой России, которая во всём уступает Западу.

История развития конфликта

Заснеженная Россия никогда не была полноправным членом европейской семьи народов. Европейцы могли дружить с русскими, сотрудничать с ними, даже воевать с русскими бок о бок против общего врага. Однако при этом Россия всегда воспринималась «чужой» — эдаким большим неотёсанным медведем, которому не место в светлом и чистом европейском доме.

На укоренение в умах этого убеждения и была направлена значительная доля западной пропаганды последних веков. Открытым началом текущего витка информационной войны можно считать 1953 год, когда американцы запустили проект «Радио Свобода», служивший для идеологической поддержки советских диссидентов. Собственно, именно американцы и возглавили информационный крестовый поход против СССР.

Планы широкомасштабной информационной войны появились в Великобритании и США ещё раньше:

  • Великобритания, Меморандум № 5736/G, 1939 год. Долгосрочный план действий по противодействию СССР;
  • Директива Совета национальной безопасности США 20/1 от 18.08.1948 г., в котором для США ставилась цель – свержение Советской власти (хоть военными, хоть мирными).
  • США, закон № 402, 1948 год, который заставлял СМИ «оказывать планомерное и систематическое воздействие на общественное мнение других народов».
  • США, директива № 68, 15 апреля 1950. Директива ставила задачу «обеспечить коренное изменение природы советской системы, посеять внутри этой системы семена ее разрушения, поощрять и поддерживать беспорядки и мятежи в избранных, стратегически важно расположенных странах — соседях СССР».
  • Закон Конгресса США “PL 86-90” от 17 октября 1959 года, в котором для США определялись стратегические перспективы своей национальной безопасности — развал России на несколько десятков так называемых независимых государств.

Можно также вспомнить ещё более раннюю историю: например, иезуитов, которые вели в семнадцатом веке русофобскую пропаганду методами, весьма напоминающими современные:

Иезуиты обращали в свою пользу свойственную молодежи склонность к шалостям и не только не обуздывали в детях дурные побуждения, но развивали их, чтобы обратить в пользу своих заветных целей. Так иезуитские наставники подстрекали своих учеников делать разные оскорбления православным людям и особенно ругаться над православным богослужением: иезуитские ученики врывались в церкви, кричали, бесчинствовали, нападали на церковные шествия и позволяли себе разные непристойности, а наставники ободряли их за это.

В хрущёвские и брежневские времена американская агитация успешно сдерживалась железным занавесом и цензурой. Относительно малочисленные диссиденты были вполне безобидны, значительная их часть работала на КГБ.

В горбачёвский период однако взятый на «гласность» и «перестройку» курс открыл американцам дорогу к беззащитным мозгам советских людей. Потребовалось всего несколько лет, чтобы в СССР начались настоящие революционные брожения. Их итогом стал распад Советского Союза и фактическое подчинение властей новообразованной России добрым американским советникам.

В дикие девяностые годы западная точка зрения на Россию стала общепринятой и практически официальной. Федеральные телеканалы чуть ли не прямым текстом называли Россию позорной страной несчастных недолюдей, которая должна стыдиться самого факта своего существования.

Поворот к лучшему произошёл в первой половине нулевых годов, когда сменивший Ельцина Владимир Путин «равноудалил» самых одиозных олигархов и забрал у них часть властных рычагов. Официальные телеканалы нехотя, но начали выражать хотя бы формально пророссийскую точку зрения на текущие события. Тем не менее, радиостанции, газеты и, конечно же, Рунет сохранили почти безусловную лояльность Западу.

В 2011 году, после решения Путина участвовать в президентских выборах 2012 года, информационное давление на Россию резко усилилось. Было создано коллаборационистское движение «Белая Лента», организованы стотысячные прозападные митинги в Москве. В Рунете развернулась полномасштабная травля российских властей, которая даже отодвинула на второй план традиционную травлю собственно России и русских.

В качестве обратной реакции на успехи западной пропаганды внутри России начали набирать силу пророссийские сообщества и СМИ. На внешних же фронтах России удалось организовать успешную контратаку при помощи стратегического наступательного телеканала Russia Today, ставшего самым популярным новостным каналом на YouTube и самым востребованным зарубежным телеканалом не только в странах Запада, но и во многих странах, в которых Запад ранее единолично контролировал информационное поле.

В начале 2014 года трагические события на Украине серьёзно дискредитировали либеральные идеи, а убедительная победа России на Олимпиаде в Сочи сильно подняла престиж нашей страны: прежде всего, в глазах самих россиян. Возвращение Крыма в Россию стало поворотной точкой: это событие вызвало настоящий взрыв патриотизма внутри России — который, впервые за 25 лет постсоветской истории — был в полном объёме поддержан федеральными телеканалами.

Россияне начали не только массово интересоваться политикой, но и оценивать политическую ситуацию со строго пророссийских позиций.

Дальнейшие события 2014 года — начало гражданской войны на Донбассе, введение санкций против России, взятие Соединёнными Штатами ответственности за обрушение курса рубля — только ослабили позиции западной пропаганды и пробудили в русских казалось бы давно забытое чувство упрямой решимости сражаться до победного конца.